Дмитрий ЗЫКИН Зверь внутри нас Десятки тысяч лет человек пребывал в дикости. По историческим меркам первые очаги цивилизации и государственности появились совсем недавно. Древние, полузвериные программы поведения, на уровне инстинктов сформировавшиеся у человека в первобытную эпоху, никуда не делись и по сию пору. В том числе сохраняют актуальность инстинкты, связанные с поддержанием иерархических отношений в стае и стаде. И не важно, что человеческое стадо сейчас называют латинским словом «социум», природа об этом не ведает. К сожалению, не ведает об этом и большинство населения, а вот элита, как не трудно догадаться, находится в курсе дела, и ловко вертит толпами, играя на врожденных инстинктах. Вам не приходило в голову, почему диктаторы, харизматические лидеры, автократы всех мастей, находясь на публике, так часто окружают себя детьми? Да потому, что таким образом они активируют у масс мощную программу подчинения. Не верите? Что ж, обратимся к этологии - науке о поведении животных. Как известно, стадом павианов руководит небольшая группа самых старших самцов. Интересно, что путь во власть они начали, образовав союз ещё в молодости, и вместе поднимались наверх по очень жестко структурированной «карьерной» лестнице. К старости, добившись цели, единственной их радостью становятся детёныши, которым они передают свой жизненный опыт. Очень строгий ко всем остальным членам стада, но покровительственно добрый к детям, представитель «властной элиты», оказывается со всех сторон окружен ими. Инстинктивная программа, присутствующая у всех павианов, помогает безошибочно распознать вожака (вождя!) - это немолодой самец, вокруг которого кучкуются ребятишки. Иерархическая пирамида у павианов, во многом похожа на ту, что существует у человека. Подчиненные боятся самцов-доминантов, испытывают к ним бессильную злобу и для эмоциональной разрядки срывают свой подавленный гнев на других, на тех, чей ранг ещё ниже и так до самых нижних ступеней. Но когда доминант наказывает достаточно высокоранговую, но всё же не входящую в «элиту» особь, всё дно стада подключается к расправе. Наказание, травля сильного - миг счастья для всех обитателей дна, у которых, наконец-то, появляется возможность отвести душу. Таким образом, у высших иерархов есть прекрасная возможность давить конкурентов, натравливая на них низы. В этом разгадка невероятной популярности публичных казней, пыток, аутодафе и тому подобных жутковатых вещей. Есть ещё один важный момент. Страх перед властителем заставляет членов стада всячески демонстрировать к нему свою лояльность. Порой это доходит до самоуничижения, до рабской привязанности, принимающей форму своеобразной любви. Что ж, беспредельная ненависть и столь же беспредельная любовь к тирану типичны и для человеческого стада. Идём дальше. В обезьяньем стаде иерархические отношения держатся на том, что все друг друга знают, ранг каждого известен. Но такие группы невелики, а каким же образом человеку удалось создать огромные государства, целые империи, построенные, тем не менее, на тех же самых элементарных иерархических принципах, с опорой на те же самые инстинктивные программы? Решение оказалось простым, как и всё гениальное. Нужно придумать систему знаков, и пометить ими участников иерархии. В самом явном виде это присутствует в армии. Погоны! Солдату не обязательно знать имя командира, чтобы ему подчиняться. Он сразу видит, кто передним. Существуют и другие иерархические знаки. Милицейская форма, документы, подтверждающие статус, машина с мигалкой и так далее. А помните, совсем недавно черная «Волга» была типичным атрибутом партийной власти. Очень поучительно наблюдать, как при крушении предыдущей системы власти менялись ранговые символы, а в сознании некоторых людей еще сохранялась старая система обозначений. Бывшие обкомовцы уже пересели в «Мерседесы», и хотя в свободной продаже появились автомобили куда более качественные и роскошные чем «Волга», некоторые люди бросились покупать именно черную «Волгу», притом, что могли себе позволить машину и получше. Вспомним яростную борьбу с привилегиями. Кто-то исхитрился углядеть в этом склонность русского народа к уравнительному идеалу. Поразительная слепота. Никаким уравнительным идеалом тут и не пахло. Привилегия - это характернейший высокоранговый знак. Отказывая партийной элите в праве пользоваться привилегиями, всеми этими спецраспределителями, дачами и прочим, массы тем самым заявляли, что не признают право советской элиты на иерархический знак, то есть на власть. Иными словами, ненависть к привилегиям была следствием кризиса легитимности власти. Иногда удивляются, а почему же после крушения советского строя запредельная ненависть к привилегиями тут же исчезла. Мало того, тот вчерашний обкомовец, тот же самый человек обзавёлся куда более дорогостоящими привилегиями, и массы это проглотили без особых вспышек ярости. Данное обстоятельство весьма удивило тех, кто в период борьбы с привилегиями сделал выводы о склонности русских к уравнительному идеалу. Они оказались совершенно неспособны понять мотивацию масс, они назвали такое поведение иррациональным, некогерентным, в общем, потерей разума. Действительно, ничего себе уравнительный идеальчик, ненавидеть за «Волгу» и спокойно взирать на «Мерседес»! Но никакого парадокса на самом деле тут нет, ларчик открывается просто. Элита нашла новый способ обоснования своей власти - демократически выборы. Сработал новый способ легитимации, выражаемый словами: «мы правим потому, что вы же нас выбрали», и массы приняли новую систему ранговых знаков, и не особо возмущаются даже в тех случаях, когда новый знак навесили на старое лицо. Знание того, что у людей существует врождённая программа подчинения власти, даёт ключ к пониманию и других, на первый взгляд, совершенно абсурдных поступков, которые совершают массы. Расхожая фраза «быдло нуждается в хозяине» - не просто эмоциональное клише, в ней много правды. Какие поступки мы называем быдловатыми? Если вдуматься, то это именно те поступки, которые совершаются бездумно, то есть определяются не разумом, продиктованы инстинктивной программой. Когда к остановке подходит пустой троллейбус, и мест явно хватит на всех, всё равно толпа резко бросается к открывающимся дверям и начинается ожесточенная работа локтями. А рядом спокойно стоят те люди, которые понимает, что для битвы нет рациональных причин, все успеют и в троллейбус попасть и места занять. Они ждут, когда охваченная психозом толпа схлынет, и тогда они войдут, без драки и давки. На их лицах можно заметить презрительное выражение, а иногда и услышать характерную фразу, «вот быдло». Ну как, знакомая картина? А помните период дикого психоза «пустых» прилавков? Ослепленная инстинктом толпа дошла до того, что покупала в огромном количестве даже скоропортящиеся продукты, съесть их полностью не могла и через пару дней выбрасывала. Никогда не забуду очереди за хлебом в 1991 году, когда покупатели набирали по пять-шесть батонов, и также навсегда останутся в моей памяти помойные баки, заполненные очерствелым хлебом. Та часть общества, которая не позволила разгуляться инстинкту с недоумением и отвращением следила за впавшими в психоз. Я думаю, каждый может привести множество примеров на этот счет. Так вот, люди, чьё поведение в значительной степени определяется инстинктивными программами, и в вопросах политики идут у них на поводу. Если какому-то человеку удалось активизировать у населения данную программу, иными словами толпа увидела и признала в нём вожака - всё, эта толпа будет ему подчиняться. Вожак может быть аморальным, вороватым, страдать алкоголизмом, едва шевелить языком, но массы простят ему это. Всё равно он будет побеждать своего конкурента, пусть даже честного, умного, доброго, компетентного, но не умеющего запускать у населения биологическую программу подчинения. Поэтому тембр голоса оратора, его форма носа, лысина и т.п. - действительно являются существенными факторами политики. Это то, что помогает или, напротив, мешает политику активизировать у населения программу опознавания вожака. И апеллировать к разумным аргументам бесполезно, толпа, действительно, слепа и глупа. Великие вожди всегда это понимали или интуитивно чувствовали. В обществе есть и те, кто является хозяином своих инстинктов и не позволяет первобытным позывам контролировать себя. Между двумя частями общества находится пропасть. Они, действительно, не понимают друг друга. Тем более, что, находясь во власти инстинкта, человек не может рационально объяснить причины своего поведения. Он и сам не понимает, почему поступил так, а не иначе. Но как существо всё-таки разумное, он пытается рационализировать своё поведение, то есть задним числом подвести такую объяснительную базу под свои поступки, чтобы создавалось впечатление, будто бы они являются результатом тщательного обдумывания, продиктованы расчётом и поиском выгоды. Попытки искать в этих объяснениях здравый смысл неизменно заводят в тупик. Ничего вы там не найдёте, зато на каждом шагу будете спотыкаться о вопиющие логические противоречия, утрату чувства меры, путаницу между причиной и следствием и так далее. В конце-концов, ваш собеседник или замкнётся, или устроит истерику с выяснением отношений. Неудивительно, ведь вы его выставляете дураком (что недалеко от истины!), и к тому же разрушаете психологически удобный ему мирок. Чтобы понимать язык здравых аргументов и логики нужно иметь соответствующий, высокоорганизованный мыслительный аппарат, а с теми, кто до сих пор откликается на зов джунглей и говорить нужно по обезьяньи.
Источник: http://razgovor.org |