Проблема состоит в не в том, что новое строят из старого (больше его не из чего строить), а в том, что его лепят из упрощенного старого. Рецепт построения всеобщего счастья прост. Возьмем мир. Вычеркнем из него: - деньги, - города и машины, - фашистов, - коммунистов, - евреев, - террористов, - войны и насилие, - неравенство, - Льва Абалкина, - памятники «великому и простому», - национал-социалистическую символику, - Тройку по рационализации и утилизации необъясненных явлений, - марксистско-ленинскую диалектику, - Рудольфа Сикорски, - ядерное оружие, - Кольцо Всевластья, - плановую экономику, - Моргота, Черного врага Мира, - финансовую олигархию, - Гэндальфа, - учебники Закона Божьего… (нужное отметить, недостающее вписать), и сразу получим это самое «всеобщее счастье». Не получили? Значит, вычеркнули не то. Не беда, вычеркнем что-нибудь еще. Но после каждого упрощения мир становится не лучше, а беднее и примитивнее. Конечно, можно настраивать оркестр, убирая из него инструменты и исполнителей. Но в какой-то момент оставшееся уже не будет оркестром. Трудно принять, что без обратной свастики мир стал беднее, и еще на шаг приблизился к своему концу, но, по-видимому, это так. Сунь-Цзы, величайший стратег всех времен, сказал бы устами своего комментатора Ли Вей Гуна: «Хорошо уничтожить Кольцо Всевластия, но гораздо лучше сохранить его целым». *** Ах, как здорово бросить в Ородруин всю свою агрессивность и предприимчивость, страх и боль, смирение и насилие. Бросить в колодец, как в детской песенке, «привычки нехорошие, жестокость, зависть черную, и ненависть, и лесть». И в ответ будет — беатризованный мир, то есть «деньги, дом, Чикаго, много женщин и машин» — американская мечта с возможным фермерским идеалом — Бильбо Торбинсом. Тринадцатилетний так и мыслит — из мира нужно убрать зло, и зла не будет, а чего еще не будет — это вопрос более позднего возраста. В известном смысле вся наша западная культура — культура тринадцатилетних.
|